Сайт воспитателя МБДОУ "детский сад №12 г. Мценска" Аникеевой Светланы Анатольевны
Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков
Такие задания можно использовать в качестве рекомендаций для совместной работы детей и родителей в вечернее время или в выходные дни. На первом этапе работы с тетрадью предполагаются следующие задания: обведение карандашом контура предмета (внешнего и внутреннего); увеличение или уменьшение рисунка по заданному контуру; рисование по точкам; штриховка; дорисовывание деталей в разных плоскостях; раскрашивание; рисование по шаблону; свободное рисование предметов; конструирование овощей из частей; составление узора по образцу, по инструкции и произвольно; наложение цветных ниточек, пластилиновых жгутиков на контур; изготовление контура овощей из тонкой проволоки или пластилина и т.д. Более сложным этапом является работа с картинками-путанками, при работе с которыми ребенку предлагаются следующие задания: выделение контура одного овоща из 5—8-ми; подсчет овощей; объединение их в одну группу; исключение 4-го, лишнего предмета на рисунке, находя нужные признаки и обосновывая ответы; подбор пары нарисованному овощу; определение положения овоща на плоскости; выделение разных групп овощей по форме, по цвету, с определенным звуком в названии и т.д.; Рабочую тетрадь можно использовать многократно. Сначала ребенку предлагается рассмотреть, обвести нарисованный овощ, затем заштриховать, раскрасить, вырезать его или выполнить аппликацию. Систематическая работа с тетрадью поможет ребенку: расширять и систематизировать знания об овощах; активизировать словарный запас, развивать грамматический строй речи; развивать навыки в словообразовании; тренироваться правильно согласовывать существительные с числительными; упражняться в составлении предложений и описательных рассказов; формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, моделирования; развивать образное и логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, творческие способности; развивать мелкую моторику; готовиться к овладению графикой письма; качественно подготовиться к обучению в школе. основе заданий лежит работа с контурами. Она развивает зрительное внимание, активное запоминание, абстрактное мышление. Четырехлетнему ребенку иногда трудно увидеть контур, связать его с объемным изображением. Помогите ему в этом. Возьмите, например, огурец и разрежьте его пополам. Положите срезом на лист бумаги, прижмите к листу. Обведите пальчиком ребенка край огурца, касаясь бумаги, обозначьте тем самым его контур. Возьмите простой карандаш и обведите огурец. Отложите (снимите) огурец. Вы нарисовали контур. Рассмотрите, какого цвета огурчик. Выберите цветной карандаш нужного цвета и проведите по контуру линию, стараясь равномерно прижимать карандаш к листу бумаги, не отрывая его от листа. Теперь вашему ребенку не составит труда узнать предметы по контуру и подобрать нужный цвет. Перед началом занятий постарайтесь как можно полнее познакомить детей с различными овощами. Обратите внимание ребенка на то, как красиво смотрится красный помидор (томат) в зеленой листве, как окрашены листья салата, лука, огурцов, свеклы, капусты. Это способствует развитию у ребенка чувства цвета, умения видеть цветовые сочетания, выделять гармонию в гамме цветов и оттенков. Посейте семена овощей вместе с ребенком. Понаблюдайте за прорастанием семян, появлением листьев, цветов, завязи и ростом плодов. Этим вы научите ребенка запоминать, сравнивать увиденное, привьете любовь к труду, интерес к результату эксперимента, разовьете бережное отношение к природе. Рассмотрите различные овощи, обратите внимание ребенка на их форму. Объясните ему, что овощи бывают круглыми и овальными. Разделите овощи на группы: по цвету, по форме. Рассмотрите внутреннее строение разных овощей, определите их вкус, запах и другие свойства и признаки. Рассмотрите вместе с детьми изображения овощей на предметных картинках и иллюстрациях в книгах. Составьте натюрморты из натуральных фруктов и муляжей. Такая предварительная работа поможет детям успешно справиться с заданиями. Комплекс заданий позволяет решить сразу две взаимосвязанные задачи: интеллектуального развития ребенка; развития мелкой моторики. Исследования ученых доказали, что уровень интеллектуального развития человека находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев его рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь, без нарушения звукопроизношения, он контактен и общителен. Вот почему такое серьезное значение придается развитию мелкой моторики и системы «глаз — рука» ребенка. Предлагаемые упражнения научат детей делать точные, ритмичные движения, улучшат координацию движений. Работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший результат от упражнений. Прежде всего определите, насколько ваш ребенок подготовлен к работе с тетрадью. Понаблюдайте за ребенком, когда он занимается штриховкой или рисованием. Представленные далее упражнения помогут определить степень подготовленности ребенка. Степень развития мелкой моторики 1. Если ребенок активно поворачивает лист при выполнении штриховки, рисовании или раскрашивании, если перемещается сам относительно листа, значит, он подменяет умение менять направление линий с помощью тонких движений пальцев рук поворачиванием листа, не давая нагрузки на пальцы и руку. Уровень развития мелкой моторики такого ребенка невысок. 2. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы и не может раскрасить или заштриховать предметы большие, это говорит о слишком жесткой фиксации кисти руки ребенка. Не допускайте этого. Степень развития системы «глаз — рука» 1. Нарисуйте большой овощ (от 10 см в диаметре). Покажите, как уменьшить контур, — нарисуйте контур на 3—4 мм меньше исходного. Обратите внимание ребенка на расстояние между рисунками. Предложите ребенку нарисовать внутри вашего рисунка постепенно уменьшающиеся контуры этого овоща. 2. Нарисуйте маленький овощ (от 2 см в диаметре). Предложите ребенку нарисовать вокруг постепенно увеличивающиеся контуры этого овоца. Следите, чтобы контуры не приближались друг к другу более чем на 2—3 мм. Чем больше четких контуров нарисует ваш ребенок, тем лучше развита у него система «глаз — рука». Перед началом занятий проконтролируйте, как сидит ребенок. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка. Спина должна быть прямая; левое и правое плечо — на одной высоте. Грудь не должна касаться стола. Ноги должны быть согнуты под прямым углом, опираться всей стопой на пол; локоть и кисть — лежать на столе. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Прежде чем приступить к работе, убедитесь, что ребенок правильно умеет держать карандаш: между большим, указательным и средним пальцами так, чтобы расстояние от кончиков пальцев до отточенного кончика карандаша составляло примерно 3 см. Для большей нагрузки на кисть руки эффективнее работать не фломастерами и красками, а простыми и цветными карандашами, подбирая последние по цвету овощей. Для работы лучше выбирать карандаши 2М —М —ТМ, сначала используя более мягкие, а по мере развития руки ребенка увеличивать нагрузку на кисть, применяя более твердые карандаши. Оптимальная длина карандаша — 12— 15 см. Карандаш большей длины неудобен в работе, при использовании же карандашей меньшего размера возможна деформация кисти ребенка. Фломастер или ручку можно предложить ребенку для работы только тогда, когда вы убедитесь, что он свободно владеет карандашом ТМ, то есть линия, проведенная ребенком в тетради, четко видна и при этом не выходит за пределы рабочего поля. При выполнении заданий дети должны держать карандаш свободно, легко совершая движения в разных направлениях, самостоятельно регулировать размах кисти и не напрягать руку и пальцы. Необходимо обеспечить и временной контроль. Непрерывная графическая нагрузка не должна превышать пяти минут. Продолжительность же всего занятия зависит от возраста, уровня и темпа развития, усидчивости ребенка и составляет 10—15 минут для самых маленьких; до 20—25 минут — для старших дошкольников. Использование тетради предполагает несколько основных способов работы. Ребенок плохо улавливает движения своей руки, пальцев, у него недостаточны зрительный контроль и коррекция глаза и руки? Штриховка помогает формированию навыка равномерного движения руки под контролем зрения. Существуют различные виды штриховки: горизонтальными, вертикальными, волнистыми, круговыми линиями, по диагонали, полуовалами, петлями и т. д. Выполняется штриховка без помоци линейки или лекала, использование резинки нежелательно. Не следует забывать и о направлении движения карандаша: только сверху вниз или слева направо! Штриховка лежит в основе раскрашивания. Раскрашивать можно, применяя четыре вида штриховки: короткие частые штрихи; мелкие штрихи с возвратом; круговую штриховку; штриховку длинными параллельными линиями. При раскрашивании следует равномерно наносить штрихи, не выходя за контур. В зависимости от возраста детей штриховка, раскрашивание и рисование преследуют различные цели. В средней группе штриховка помогает формировать у детей умение изображать овальные формы, передавая их отличия от круглых, закрашивать округлые предметы закругленными линиями. В старшей группе она необходима, чтобы учить детей передавать в рисунке характерную форму и окраску уже знакомых овощей, развивать композиционные умения, продолжать вырабатывать навыки закрашивания карандашом — учить работать в одном направлении неотрывными движениями без пропусков, не выходя за контур, с равномерным умеренным нажимом. Задачи штриховки в подготовительной группе: развивать стремление детей дополнять свой рисунок с целью обогащения содержания — вносить в натюрморт изображение каких-либо деталей (ботвы, листьев), выбирать цвет и оттенки; закреплять навыки рисования и раскрашивания; тренироваться в правильном нажиме карандаша до получения интенсивности цвета (от светлого до темного, от бледного до яркого). В первую очередь научите ребенка брать, передавать, держать ножницы. Резать можно двумя способами: частыми мелкими или широкими движениями, при этом важно плавно разводить и сводить ножницы. Научите подбирать заготовку, учитывая цвет, форму и размер предмета. Познакомьте ребенка с различными способами вырезания: 1) простой — по контуру; 2) симметричный — сложить заготовку точно пополам, нанести контур половины шаблона, приложив его к сгибу листа, и вырезать, не разворачивая заготовку; 3) ленточный — сложить заготовку в 2—4 раза, перевести контур предмета на бумагу и вырезать сразу 2 или 4 предмета; 4) обрывной — нарисовать контур предмета и обрывать лишнюю бумагу пальцами по линии контура; 5) мозаика — нанести .контур на картон и на цветную бумагу; затем вырезать из цветной бумаги предмет и разрезать его на части. Эти части приклеить на картон, сохраняя форму предмета. Младшие дети выполняют рисунок и аппликацию 1—2 овощей, а старшие составляют различные композиции из нескольких овощей. В зависимости от возраста детей работа над аппликацией преследует следующие цели. В средней группе: учить детей действовать ножницами, правильно держать, сжимать и разжимать кольца, направлять концы по линии сгиба и контуру; выбирать нужные формы для вырезания (из квадрата — круг; из прямоугольника — овал) и поворачивать заготовку при вырезании. В старшей группе: учить детей вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников в соответствии с величиной исходной формы; развивать плавность и согласованность движений обеих рук, учить подбирать нужный цвет и составлять общую сюжетно-тематическую композицию. В подготовительной группе: передавать в аппликации форму овощей; тренировать в плавном и четком вырезании округлых форм; учить изображать частично видимые овощи в положении одни за другими; вырезать тонкие изогнутые детали (стебельки, ботву), листья различной формы; выполнять коллективные работы. На подобных занятиях в работе синхронно участвуют две руки. Предложите ребенку задания с использованием шаблонов овощей. Раскатайте вытянутый кусок пластилина между ладонями или на дощечке. Катайте, пока не получится длинный тонкий жгутик. Уложите жгутик по контуру овоща. Жгутиком можно украсить выполненную работу, выложив из него по краю листа своеобразную рамку, придавая ему форму зигзагов, полукругов и т. д. Сделайте из пластилина барельеф (выпуклое изображение). Положите на середину изображения кусочек пластилина и растяните его до контура. Разгладьте пальчиками поверхность, чтобы ваш овощ был гладким. Попробуйте сделать контррельеф (углубленное изображение). Раскатайте скалкой ровным слоем пластилин на картоне. Нанесите на основу контур одного или нескольких овощей при помощи шаблона. Уберите шаблон. Стекой снимите слой пластилина с изображенных овощей. В зависимости от возраста детей занятия лепкой могут преследовать следующие цели. В средней группе: закреплять умение детей делить пластилин на неравные части, выделять исходные формы (круг, овал), лепить из них овощи известными приемами. В старшей группе: учить передавать в лепке различия в форме и величине овощей, основную форму овоща; работать кистями обеих рук, а детали прорабатывать пальцами, использовать стеку. В подготовительной группе: учить детей передавать различие формы, величины; учить сравнивать получаемое изображение с натурой; вырабатывать умение объединять вылепленные предметы в общую композицию. Развитию мелкой моторики способствует и пальчиковая гимнастика. Проводить пальчиковую гимнастику можно как в начале занятия, так и в перерывах между выполнением графических работ. Не забывайте, что в разминке участвуют обе руки.
Упражнения для пальчиковой гимнастики 1. Соедините большой и указательный пальцы колечком, плотно прижмите пальцы. Сделайте такие колечки поочередно всеми пальцами. 2. Вытяните пальцы. Раздвиньте указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец. 3. Расставьте пальцы, прижмите их плотно к столу. Поднимайте поочередно по одному пальцу. Остальные пальцы не поднимаются. 4. Сожмите кулак и вытяните поочередно сначала мизинец, затем безымянный палец, средний, потом другие пальцы по одному. 5. Скрестите сначала средний и указательный пальцы, затем безымянный и мизинец. 6. Попеременно постукивайте по столу подушечками пальцев. 7. Одновременно и поочередно соедините пальцы обеих рук, сделайте пружинящие движения ладонями наружу. 8. Совершайте круговые движения кистями рук вовнутрь и наружу. 9. Сложите кисти рук вместе. Разведите кисти, не размыкая запястья. 10. Руки вытяните перед собой, кисти расслабьте; сделайте круговые движения. 11. Руки опустите вниз, кисти расслабьте, пошевелите всеми пальцами. В конце работы над тетрадью вы можете предложить старшим дошкольникам немного пофантазировать. Например, если шаблоны оклеить тесьмой по краю или наклеить на них шпагат по спирали — получатся салфетки, подставки под горячее. Сделайте нарядное панно, украшения для помещений детского сада и площадок, поздравительные открытки, приглашения на праздники, досуги, родительские собрания... 14 января 2016 в 11:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.